Ваши вопросы Вы можете высылать по адресу palata@prpc.ru

Теги

Больница Гражданские переговоры Гражданские экспедиции Гражданский контроль Дети Дороги ЖКХ Жилье Застройка Защита прав Земля Интернатные учреждения Информация Места принудительного содержания НКО Образование Общежитие Общественные интересы Пенсионеры Пермская гражданская палата Потребители Права человека Профсоюз Публичные мероприятия Родители Росрегистрация Собственность Строительство Транспорт Трудовые отношения Частная жизнь Школа Экология

Не спешите уйти, если в школе, выбранной для обучения ребенка, Вы получили отказ в приеме

Автор – Першакова Елена Юрьевна, руководитель Службы продвижения гражданских технологий и практик

 

Если не берут в школу, получите (желательно в письменном виде) от представителей школы четкие и понятные объяснения того, почему Ваш ребенок не может учиться именно в ней.

Закон РФ «Об образовании» (от 10.07.1992 N3266-1) написан для всех и действует он на российских просторах для всех одинаково: и для родителей, и для учителей, и для учащихся, и др.

Статья 52 в этом законе говорит о том, что родители/законные представители (далее родители) наделены правом выбирать образовательные учреждения для своих несовершеннолетних чад до получения последними общего образования, включающего в себя три ступени: начальное (4 класса), основное (9 классов), среднее (полное, 11 классов).

Родительское право выбора образовательного учреждения, как минимум, не позволяет беспричинно отказать в приеме ребенка в школу. Вместе с тем, родитель, выбрав школу, скажем, из-за близости к месту проживания, не может настаивать на организации образовательного процесса ребенку согласно образовательным программам и услугам, отсутствующим в уставе этой школы.

Отреагировать на отказ в приеме ребенка в школу родитель может требованием: «Предоставьте, пожалуйста, для ознакомления устав школы». Представители школы не могут не выдать этот документ, поскольку пункт 47 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 (далее Типовое положение), возложил на них обязанность ознакомить поступающего в школу и его родителей с целым рядом документов, в том числе с уставом.

Зачем устав? Узнать содержание устава бывает достаточным для того, чтобы понять, насколько отказ в приеме в школу ребенка правомерен. В каждой школе свой устав, где прописаны правила приема учащихся, которые должны соответствовать законодательству РФ. Стало быть, правила приема не могут противоречить, к примеру, пункту 46 Типового положения, который гласит, что правила приема в школу должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. Этот же пункт предусматривает, к примеру, единственную возможность отказа в приеме в школу ребенка, не проживающего на данной территории, – отсутствие в школе свободных мест.

Если после ознакомления с правилами приема в школу родитель сочтет, что получил необоснованный отказ, необходимо настаивать на том, чтобы администрация оформила свой отказ в письменном виде, получив который, можно поступить по-разному. Можно направиться с ним к учредителю школы (как правило, это ведомство управления образованием, входящее в структуру органов местного самоуправления). В случае невозможности урегулировать вопрос на уровне муниципального органа попытаться решить его возможно через обращение в прокуратуру или в суд по месту нахождения школы, а также не лишним может быть направление письма с описанием проблемы к Уполномоченному по правам человека или Уполномоченному по правам ребенка, если таковые в регионе есть.

Родителям первоклассников: Вам необходимо и важно знать о том, что прием детей в первый класс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений всех видов запрещается осуществлять на конкурсной основе, исходя из норм пункта 3 статьи 5 Закона РФ «Об образовании» и из «Рекомендаций по организации приема в первый класс» (Письмо Минобразования РФ от 21.03.2003 № 03-51-57ин/13-03) «все дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в первый класс общеобразовательного учреждения независимо от уровня их подготовки», «собеседование учителя с ребенком возможно проводить в сентябре с целью планирования учебной работы с каждым учащимся», «администрация школы может отказать гражданам (в том числе не проживающим на данной территории) в приеме их детей в первый класс только по причине отсутствия свободных мест в учреждении». В случае отказа в приеме ребенка в школу в связи с отсутствием в ней свободных мест за информацией о наличии свободных мест в общеобразовательных учреждениях на необходимой территории родителю необходимо обратиться в муниципальный орган управления образованием.

Родителям учеников 10-11-ых классов: Вам необходимо и важно знать о статье 19 Закона РФ «Об образовании», которая предусматривает, что «общее образование является обязательным» (пункт 3), то есть обязательным считается обучение с 1 по 11 класс; «по согласию родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения общего образования» (пункт 6). Таким образом, отказ в приеме ребенка в 10-11-ые классы школы на основании, например, того, что у ребенка плохие результаты успеваемости за предыдущие годы обучения, не соответствует действующему законодательству. В данном случае родителю в ходе урегулирования вопроса целесообразно привлечь к участию представителей комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, действующей, как правило, при муниципальном органе власти.

Родителям-беженцам/вынужденным переселенцам/иностранцам, имеющим детей: Вам необходимо знать о том, что Ваши дети имеют право на устройство в государственные или муниципальные общеобразовательные учреждения наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с российским законодательством о беженцах (закон РФ от 07.11.2000 № 135-ФЗ), о вынужденных переселенцах (закон РФ от 21.11.2002 № 15-П), о правовом положении иностранных граждан (закон РФ от 25.07.2002 N 115-ФЗ). Это означает, что действие федерального закона «Об образовании» распространено на Вас в полном объеме, включая права и механизмы реализации и защиты права на образование Ваших детей. Важно отметить, что следуя Рекомендациям по организации приема в первый класс (Письмо Минобразования РФ от 21.03.2003 № 03-51-57ин/13-03) «прием детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев может осуществляться на основании записи детей в паспорте родителей (законных представителей) и их письменного заявления с указанием адреса фактического проживания без учета наличия или отсутствия регистрационных документов».

Рубрики: Методика
Теги: , , , , ,

Если та или иная гражданская технология или методика помогли Вам в аналогичных ситуациях защитить права или общественные интересы, будем признательны за информацию об этом на электронный адрес palata@prpc.ru

Комментарии (29) на “Не спешите уйти, если в школе, выбранной для обучения ребенка, Вы получили отказ в приеме”

  1. Александр:

    Здравствуйте. Мы не из Перми, но хочется прояснить ситуацию. Нам отказали в приеме в первый класс в ближайшей школе при отсуствии свободных мест. На аргумент об обязательном обеспечении приема всех граждан, проживающих на определенной территории, согласно ст 16 «Закона образования» ответили, что у нас в городе нет закрепления школ по территориям. А на нет как говорится и суда нет. Насколько приемлема данная ситуация в принципе, когда невозможно исполнение закона? Есть ли какие-либо нормативные документы, обязывающие закреплять дома за близлежащими школами? Причем это позиция комитета по образованию, в школе вообще понятия не имеют ни о ст. 16 «Закона об образовании», ни о п.46 типового положения.

  2. На уровне федерального законодательства порядок определения территории, закрепленной за школой, отсутствует. Предполагается, что этот порядок должен определяться муниципальным образованием в уставе самой школы или отдельным нормативным актом. В случае уклонения органов местного самоуправления от данных действий, следует направить жалобу в прокуратуру.

    С уважением,
    юрист-консультант Пермской гражданской палаты
    С.В. Максимов

  3. Станковская Ольга:

    Старший сын учится в школе не в нашем микрорайоне, младшего мы тоже хотим отдать в эту же школу. Но зам.мэра города Покров,В.А.Замятина отказала мне в приёме ребёнка в школу. В той шлоле которая находится в нашем микрорайоне уровень обучения настолько низкий и отношение к детям настолько небрежные, что в своё время мне даже пришлось перевести старшего сына в другую школу. Никакие мольбы просьбы о помощи к Замятиной результатов не дали. Такое впечатление создалось что дети её интересуют в последнюю очередь. Что делать? Я собираюсь добиваться цели. С чего начать?

  4. Станковская Ольга:

    Извините, забыла прояснить ситуацию : в нашем маленьком городке Покров,Петушинского р-на, Владимирской обл. – Всего три школы одна из них начальная.

  5. Прежде всего познакомитесь с Уставом школы, в которую хотите, чтобы поступил Ваш Сын. Если ознакомиться с уставом на основании устного запроса не получается, пишите письменный запрос.
    Если условия приема, определенные в уставе, оставляют решение этого вопроса (проживание потенциального учащегося в другом районе), только на усмотрение директора, тогда обращайтесь с письмом-просьбой к главе подразделения городской администрации в сфере образования с объяснением всех причин, почему Вашему сыну лучше будет обучаться в этом районе.
    С уважением,
    юрист-консультант Пермской гражданской палаты
    С.В. Максимов

  6. Оксана:

    Здравствуйте! Я многодетная мама, сегодня пошла в школу, чтобы записать младшую дочь в первый класс. Мне отказали, сказали нет мест. Моя старшая дочь тоже учиться в этой школе, младшая ходила туда на подготовительные занятия, на которых нам говорили, что наши дети 100% пойдут в эту школу и к той учительнице, у которой они занимались. Подскажите, куда обратиться с жалобой? И есть ли у многодетных семей какое нибудь право на выбор школы? Спасибо

  7. К сожалению, такого права законодательством не предусмотрено. Порядок приема в образовательное учреждение определяется его уставом.
    С уважением,
    юрист-консультант Пермской гражданской палаты
    С.В. Максимов

  8. Любовь:

    Здравствуйте! Моя многодетная семья переехала жить в другой район города. Я пришла в ближайшую школу (в шаговой доступности) для решения вопроса об устройстве ребенка во 2 класс. Директор школы отказала по причине того, что наш адрес (у нас частный дом, в котором лет 20 не было школьников) к ее школе не относится, а свободных мест нет (5 классов по 27 человек). В другие школы можно добраться только на транспорте. Скажите, пожалуйста, правомерен ли отказ и есть ли смысл добиваться этой школы. Спасибо. Г.Ярославль.

  9. Федеральное законодательство не устанавливает специальных льгот по выбору образовательного учреждения общего образования для многодетных семей. Возможно, существуют какие-нибудь более льготные условия в региональном или местном законодательстве.
    По общему правилу прикрепление тех или иных домов к школе решается исполнительными органами муниципалитета. В случае, если законодательство Ярославля и Ярославской области не содержит льготных условий для многодетных семей при выборе образовательного учреждения, то с соответствующим ходатайством о зачислении в конкретное образовательное учреждение следует обратиться в органы образования Ярославля.
    С уважением, юрист-консультант Пермской гражданской палаты С.В. Максимов

  10. оксана:

    здравствуйте подскажите пожалуйста. я написала заявление о принятие нас в 1 класс.сегодня ходили на собеседование к директору..нам отказали. сказав.что мы за креплены к другой территории и мест уже нет.и что в первую очередь берут детей кто закреплён к этой школе. предложили на выбор 2 другие школы.одна очень далеко. а во второй меня не устраивает уровень обучения. у меня старший учится в той же школе. и младшего хотелось определить туда же.правомерен ли отказ. ведь когда мы писали заявление мы были 25 по счету. а в класс берут 26 человек. спасибо. московская область. г. дубна

  11. Евгений:

    Добрый день. Интересует следующая ситуация. Купил квартиру закрепленную за гимназией №11. При обращении в эту гимназию в конце апреля заявление не приняли, мотивируя тем, что возможно 1-ых классов в этом году набираться не будет. На официальном сайте информация, что прием уже закончен. Какая все же ситуация по этой гимназии и что делать? Спасибо.

  12. Евгений, рекомендуем прежде всего познакомиться с уставом образовательного учреждения. Из него будут ясны условия приема в гимназию. В случае несовпадения предоставляемой Вам устно информации о приеме с тем, что написано в уставе, обращайтесь в прокуратуру или соответствующий орган образования, в ведение которого находится гимназия.
    С уважением, юрист-консультант Пермской гражданской палаты С.В. Максимов

  13. Оксана, формально правомерны, если действительно отказ в приеме объективно обусловлен заполненностью школы детьми из домов, закрепленных за ней. Обратиться за проверкой данных обстоятельств можно в прокуратуру.
    С уважением, юрист-консультант Пермской гражданской палаты С.В. Максимов

  14. Черных Ольга:

    Здравствуйте! Скажите пожалуйста, можем ли мы перевести ребенка во второй класс из школы 42 в школу 77 г. Перми? Школа 77, как прояснили в отделе образования закреплена по нашему адресу, но сказали, что по требованию прокуратуры это закрепление распространяется только для первых классов.

  15. Черных Ольга:

    Так ли это в действительности?

  16. ирина:

    Моя дочь заканчивает 9 класс в физ-мат. классе,проучились с 1 по 9 класс в нашем лицее ,сейчас нам говорят, что ее не возьмут в 10 кл., т. к. по итогам года у нее есть тройки (биология, химия, физика), причем по физике оценки-4,3,3,4.Мы проживаем на соседней улице с лицеем, но по месту жительства относимся к другой школе. Могут ли нам отказать в дальнейшем обучении? Должна ли я писать заявление на поступление в 10 кл.? или при условии что мы не выразили желание уйти из школы, нас должны обучать дальше?

  17. Елена:

    Правомерно ли закрепление за гимназией территории, в которую входит всего один дом. Мы в этом доме не живём, и вынуждены ходить в школу по месту жительства, которая расположена дальше от нас, чем та самая гимназия. Закрепление за элитными школами всего одного дома – это общая практика. И не надо писать, что в процессе поступления в пермские элитные школы что-то изменилось.

  18. г.Москва,Район Левобережный.

    Доброго времени суток.

    Мне очень нужна ваша помощь!
    Я учился 10 класс в другой школе и хочу вернуться в свою старую школу,чтобы закончить там 11 класс
    (почему я ушел из неё и хочу вернуться обратно – имею на это личные причины).
    Сегодня по телефону я получил устный отказ о приеме меня обратно лично от директора школы (т.к. приёмом в 10-11 классы занимается она и завуч старших классов – так,по крайней мере,мне сказали),основываясь на том факте,что максимальная наполняемость класса превышена (именно не достигнута,а превышена – 30 человек). Так же назвали,по моему мнению,причину,которая ещё более нелепа,чем первая – мне попросту негде будет сидеть…
    Очень прошу вас проконсультировать меня по этому поводу.
    Учиться осталось последний год,а идти,кроме этой школы,больше некуда.
    Данная школа расположена в соседнем района (фактически),но мне идти до нее 5-10 минут пешком не спеша
    (мелкие подробности…но всё же).
    Школа,прилегающая к моей территории, имеет довольно плохую репутацию. Уровень обучения низок и отношение к детям как к бревнам только подкрепляют мою уверенность в том,что туда меня А – не отпустят родители, Б – сам туда не пойду и В – вряд ли туда меня примут (небось проскользнет та же самая отговорка про переполненность класса).
    Скажите пожалуйста – есть ли хоть малейший шанс того,что я смогу добиться места в той школе,в которую я хочу пойти доучиться последний год или всё же никак не получится и надо будет искать что-то более подходящее?
    Так же,подруга матери (работающая в школе) сказала,что есть такой закон (статья или пункт статьи – я честно говоря незнаю) что если ребенок проучился в данной школе больше трех лет (я проучился там 6) то ему не имеют право отказать в приеме из-за переполненности класса…Это так?
    Заранее спасибо, Буду ждать ответа.

    Денис Мясников

  19. Законодательство об образовании не устанавливает особенности обучения учащегося на разных этапах получения им основного общего образования. Напротив, ст. 16 Закона об образовании гарантирует прохождение обучения всех граждан, проживающих на определенной территории в соответствующем образовательном учреждении вне зависимости от их успешности прохождения обучения на разных этапах получения основного общего образования.
    С уважением, юрист-консультант Пермской гражданской палаты С.В. Максимов

  20. К сожалению, не располагаем информацией о норме, устанавливающей зависимость приема в ОУ от ранее пройденного в ней обучения. Согласно ст. 16 Закона об образовании порядок приема определяется уставом и типовыми положениями.
    Типовое положение об общеобразовательной школе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 №196, устанавливает, что прием в общеобразовательные учреждения гарантируется для граждан, имеющих право на получение данного образования и проживающих на определенной территории. Однако в приеме может быть отказано по причине отсутствия свободных мест в ОУ можно инициировать через отдел образования или прокуратуру.
    С уважением, юрист-консультант Пермской гражданской палаты С.В. Максимов

  21. Закрепление за гимназиями количества домов зависит от наличия близлежащих ОУ, производящих обучение по общеобразовательной программе. Понятно, что в большинстве случаев элитные ОУ «освобождены» от нормативной нагрузки. Но вопрос об этом должны поставить заинтересованные лица – родители, проживающие в близлежащих домах.
    С уважением, юрист-консультант Пермской гражданской палаты С.В. Максимов

  22. Сергей:

    Доброго времени суток!
    У меня такой вопрос. Во время летних каникул я перевел своих детей из гимназии в лицей, находящийся в другом городе по причине переезда. Но по определенным обстоятельствам пришлось вернуться обратно в тот же город. Обязана ли администрация гимназии зачислить детей обратно либо мне необходимо искать школу где имеются месте. По имеющейся информации места в гимназии имеются, но гимназия находится не в непосредственной близости от места проживания. По успеваемости оба ребенка имеют хорошие результаты.
    спасибо

  23. Законодательство не регулирует вопросы «возвращения» ребенка на прежнее место учебы. Поступление ребенка-учащегося в образовательное учреждение осуществляется либо в порядке «приема», либо в порядке «перевода». При приеме Вы самостоятельно решаете вопрос об обучении ребенка с ОУ, а при переводе этим занимается ОУ, где вы обучаетесь на данный момент с Вашего согласия. Но на практике перевод ничем не отличается от приема: всем Вы занимаетесь самостоятельно.
    Устав ОУ может содержать дополнительные условия, касающиеся приема и перевода в ОУ (имеется в виду в стороны расширения прав учащегося и его законных представителей). Поэтому перед тем, как обращаться с конкретным требованием, рекомендуем познакомиться с уставом ОУ.
    С уважением, юрист-консультант Пермской гражданской палаты С.В. Максимов

  24. Мария:

    Здравствуйте!
    У нас такая проблема. Мои родителя взяли ребенка из спец. (коррекционной) школы VII вида. Мы привели его в обычную школу. В школу его взяли, но документы у нас были еще не готовы. Учиться хорошо 5-4, тройки, только если пишет не аккуратно. Но, когда пришли документы из спец школы, то из нормальной школы учителя отказываются его брать. На каком основании они это решают?

  25. венера:

    Здравствуйте!
    У меня проблема, нас вчера вызывали на педсовет т. к. дети (близнецы-мальчики 6 класс) учатся слабо.И поставили условия ,чтоб я детей забрала со школы и перевела в другую школу. Мы живём в другом районе,нам сказали это через 6 лет, что дети должны учиться в по месту жительства.Они очень ронимые дети растут без отца и привыкать им к другой школе и ребятам будем стрессом.Я в отчаяние не знаю,что делать?
    Поведение хорошие,дети трудолюбивые, вежливые, но не всем же вундеркиндами быть.С директором невозможно разговаривать,учителя подстраиваются под директора.Что делать? Помогите пожалуйста…

  26. Наталья:

    Добрый день! У меня такой вопрос: после развода отец с ребёнком переехали в другой город. В школе, в которую отец обратился, ему отказали в зачислении ребёнка, мотивируя отказ отсутствием свидетельства о разводе. Таким образом ребёнок уже выпал из учебного процесса на месяц.
    Насколько правомочно требование администрации школы?
    Спасибо.

  27. Галина:

    Пожалуйста. поясните правила приема в 1 класс в этом году. Прочитала, что какой-то документ на согласовании- якобы до 31 июля запись по месту жительства- после 21 августа- не по месту жительства. Не получится ли так- что по месту жительства записываться не будут, а после 1 августа, получив отказ в другой школе, придут по месту жительства- а там уже нет мест. Похоже, нынче родителям опять придется бегать язык через плечо. 2005 год- много деток, большая конкуренция. А конкурс будет между кошельками.

  28. Галина:

    У моего сына – шестиклассника проблемы в школе с одноклассниками (обзывают, оскорбляют,бьют). От проблем он отгородился перестав учиться,опаздывая в школу. С психологом мы работали долго, но даже ей он не открылся полностью. Сейчас все зашло очень далеко: школа ( он учится в лицее) настаивает на переходе в другую школу, сын просит забрать его из этой школы. Я обошла много школ ( лицеи, гимназии, обычные школы – даже очень слабые) и в районе проживания и далеко от дома. Везде получила отказ. Причины две: классы полностью укомплектованы или не нужен проблемный ребенок ( или » мы не обязаны подбирать детей, которых выкидывают лицеи»). Настаивать на принудительном зачислении в другую школу я не хочу, т.к. тогда еще и учителя будут настроены против ребенка, а его психика и так травмирована. Получается ребенок ни кому не нужен. А он это видит, т.к. я каждый день прихожу из очередной школы с нулевым результатом. Самооценка его еще больше падает. Школ у нас в городе около 50. Никто не хочет помочь ребенку выйти из этой слишком сложной для него ситуации. Когда 11-летний ребенок говорит, что не знает зачем ему жить – очень страшно. И ни какие психологи не помогут ему с этим справится. Не в этом ли ответ – почему растет количество суицида среди подростков?

  29. Галина:

    И еще. Мы проживаем не в Перми и это крик души.

    Все гражданские технологии

    Гражданские успехи    Гражданские практики


Наш блог

Журнал гражданских успехов

 

Ваши вопросы Вы можете высылать по адресу palata@prpc.ru