На ярмарке идолов

Идолопоклонство, терзающее Россию во все времена, в наши дни приобрело особенную глубину. Тому виной множество причин: ледяная вода 90-х, подспудная народная религиозность, пропаганда, ловко играющая на чаяньях и страхах человека, свойственное православию двоеверие и, главное - неочевидность самой проблемы. Многие люди мыслят идолопоклонство поверхностно, представляя последнее лишь увлеченностью поп-звездами, известными актерами и прочими медийными персонажами.  Однако это только верхушка айсберга, вопиющая его часть. Интересное и страшное покоится в глубине. Подводное идолопоклонство отличается от надводного тем, что первое, в отличие от второго, претендует на всего человека, целиком и без остатка. Именно на глубине обожествление небожественного и очеловечивание нечеловеческого приобретают тотальный характер. Ведь там, на смену идолу, как символу, за которым зачастую только угадывалась идея, приходит прямая идеология, без недомолвок. В роли последней может выступать наивный социализм, либеральный фундаментализм, ярый национализм, государственный патриотизм, кондовое православие и т.д. При этом метаморфозы, происходящие с идолами, закономерны: меняется человечество – меняются и объекты поклонения. И если раньше людям было достаточно слепой веры в символ, то теперь им нужен смысл и хотя бы видимость логики. Эти перемены не коснулись порабощающей сути идолопоклонства, но лишь изменили его форму и упрочили позиции. Так духовное рабство обрело завуалированный характер, став еще более привлекательным.

Теперь о том, как происходит порабощение. Как правило, оно коренится в позиционировании себя частью. Постараюсь объяснить. Человек может считать себя цельным, микрокосмом, подлинной реальность, а все остальное, в том числе общество и государство, лишь фрагментами своей вселенной. Но возможно и обратное. Тогда уже человек частичен, и является деталью огромного мира. Он мнит себя средством для зарабатывания денег, получения удовольствия, рождения детей, карьеры, манекеном для ношения определенного образа и т.д. Всегда средством и никогда целью. Если же добавить к этому естественное желание иметь высокий смысл жизни и конкретное место в обществе, а также неспособность создать как первое, так и второе, то получится крепкая основа для идолопоклонства. Незнание собственного призвания дополнительно усугубляет положение, а потребность влиять на действительность подливает масло в огонь. В результате очень скоро такой человек оказывается перед выбором – кому вручить свою свободу, воспринимаемую им как неприкаянность. И вот, сообразуясь со своим темпераментом, душевным устройством, воспитанием и проч., он отдается тому или иному идолу. Но самое страшное, что от попадания в духовное рабство не спасает даже высокий интеллект. Пример Романа Юшкова, угодившего в оковы национализма, в этом смысле весьма показателен. Но вернемся к идолопоклонству. После того, как человек определился и передоверил свою свободу, он начинает служить. Это может быть служение демократии и либерализму, выливающееся в прилюдную ненависть к Путину, бесконечные дискуссии на тему свержения режима и ругань с «ватниками» на просторах интернета. Или, если человек избрал идолом государственный патриотизм - разгром фотографических выставок, нападение на гей-парады, доносы на спектакли, агрессия к западным странам, «либерастам» и т.д. Портреты Сталина, памятник Ивану Грозному, лепные головы диссидентов, установленные на деревянном кресте в Сахаровском центре, «канонизация» Бориса Немцова, ревностное ношение образа жертвы http://www.pgpalata.ru/novosti/obraz-zhertvyi.html), запрет бэби-боксов и абортов, закон Димы Яковлева, телевизионная пропаганда, пестующая ненависть, закон об оскорблении чувств верующих – все это явление идолопоклоннического порядка. Их суть – склонение человека перед внешней коллективной реальностью, порожденной той или другой идеей, прослеживается повсеместно. Более того, будучи частью этой реальности, человек лишается совести. На смену ей приходит аксиома – что хорошо для моего кружка, то в принципе хорошо, а что плохо для него, то плохо вообще. Отсюда происходит слепота и заданность психических реакций, когда мир состоит не из людей, а из либералов, патриотов, евреев, нацистов, нодовцев, сталинистов, «ватников» и т.д. Иными словами – безбрежный человек сужается до черт, необходимых идолу. Другие качества постепенно уходят в тень.

Но вернемся к служению. В основе всякого идолопоклонства лежит религиозное чувство невысокой пробы. Дело в том, что иметь надличностные ценности может только личность. Личностью же становятся на экзистенциальных тропах. В идолопоклонстве их нет. Идол не является внутренней истиной, результатом катарсиса, прозрения. Он всего лишь внешний авторитет, идея, избавляющая от пустоты, коллективная реальность, создающая иллюзию не-одиночества. Поэтому и само служение носит эфемерный, малоплодный характер, неспособный в полной мере удовлетворить духовные потребности человека. Но вместо того, чтобы разочароваться в идоле, служители корят себя в недостаточном рвении, и от этого впадают в фанатизм. Таких людей легко узнать по отсутствию чувства меры, им часто изменяет вкус, а в разговорах они педалируют одни и те же темы. Если же учесть, что капище идолов весьма обширно, то раскол в обществе, которое они «окормляют» и логичен и неизбежен. Здесь встает вопрос – что с этим делать? Конечно, идеальный вариант просто перестать поклоняться. Испить пустоты, оглядеться по сторонам, включить рефлексию. В конце концов, понять, что истина не в кармане и что ограничивать себя одной ролью (я - либерал!) как-то глупо. Однако этот вариант грешит идеализмом и плохо сообразуется с реальностью. Другое дело, что не всякий идол так уж плох. И если человек не может заполнить пустоту самостоятельно, не может разжиться собственным смыслом существования, то он, по крайней мере, может выбрать идола, служение которому не причиняет откровенного вреда обществу. Тут показателен пример Западной Европы и США, где в роли объектов поклонения выступают не философские и политические идеи, а безобидные поп-звезды, спортсмены, актеры и миллионеры, что в известной степени и сберегает эти страны от острой идолопоклоннической раздробленности. В нашей же ситуации этого мало - опасных идолов давно пора свергать. По большому счету, это одна из главных сегодняшних задач приличного человека. Свергать не только внутри себя, но и противостоять их власти в публичном пространстве, причем противостоять не с позиции слуги другого идола, а с позиции свободного человека. В противном случае очень скоро нам придется жить на капище.

 

Павел Селуков

Илл.: er-ka.ru

2016-10-26 10:04:00

мнение
Прислать новость
Пермская гражданская палата

Использование любых материалов с сайта Пермской гражданской палаты с целью их дальнейшего распространения допускается при условии указания в качестве источника информации сайт ПГП.


Юр. адрес: 614016, г. Пермь, ул. Глеба Успенского, 13-17.
Консультации проводятся по адресу: г. Пермь, ул. Екатерининская, 120а.
Запись по телефону: +7 (342) 233-40-63. E-mail: palata@pgpalata.org

Главная \ О нас \ Контакты

18+

Яндекс.Метрика